Группа компаний
«ЭНЕРГОСИНТОП» 125412 Москва,
ул.Ижорская, д.13/19, корп.1-Б, офис 205 |
МОДУЛЬНЫЕ
ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ
УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ В МЕТАНОЛ, ВЫСОКО- ОКТАНОВЫЙ
БЕНЗИН, ДИМЕТИЛОВЫЙ ЭФИР И ВОДОРОД |
тел.4841629 office@energosyntop.com |
СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ
Ø
«Ю.Лужков:
Мы ставим на диметиловый эфир». Выступление на международной конференции
«Альтернативные источники энергии для транспорта и энергетики больших городов»
31 марта 2005г.
Ø
«Природный
газ заменит нефть» А.Штернберг, П.Макаров, О.Сергеева. Журнал «Мировая
энергетика», №1, январь 2005г.
Ø
«Все
дело в трубе». Академик Н.А.Платэ. Журнал «Российские вести». Выдержки.
Ø
«Топливный
кризис не за горами» RBCdaily,
А.Попов
Ø
Что
такое глобальное изменение климата. Современное состояние проблемы и ее
история.
Ø
«Киотский протокол на новый лад». Neftegaz.ru
Ю.ЛУЖКОВ: МЫ СТАВИМ НА ДИМЕТИЛОВЫЙ ЭФИР
В
выборе альтернативного топлива на ближайшее время Москва «ставит на диметиловый
эфир», сказал на международной конференции «Альтернативные источники энергии
для транспорта и энергетики больших городов» 31 марта 2005г мэр столицы Юрий
Лужков.
«Производство
пропан-бутана, - отметил мэр, - весьма ограничено, у метана также есть
ограничения из-за трудности обеспечения бензиновым эквивалентом, а диметилэфир
имеет ряд преимуществ - этот газ сжижается при пяти атмосферах и включает
кислород, что решает проблему выбросов». При этом наиболее экологичное
водородное топливо Лужков назвал «дальней перспективой».
По
состоянию на 2004 г. сжиженный нефтяной газ в столице используют около 120
тысяч легковых, грузовых автомобилей и маршрутных такси, около тысячи грузовых автомобилей
и городских автобусов работают на сжатом метане. Кроме того, до 150 автомобилей
«Бычок» работают на диметиловом эфире вместо солярки. Построено более 60
газовых АЗС.
Тем
не менее, в московском правительстве считают, что перевод транспорта на газ
ведется недостаточно форсированными темпами. Чтобы придать ему импульс, считает
Лужков, российские власти должны принять закон «Об использовании альтернативных
видов моторного топлива». Этот нормативный акт должен не только регулировать
полномочия федеральных и местных органов власти, но и определять меры
экономического стимулирования использования альтернативных видов топлива, как
это делается в Европе, США, Японии.
Напомним,
что этот законопроект обсуждался в Госдуме еще 10 февраля 2005 года. Тогда участники
круглого стола решили его одобрить, однако, воз и ныне там. Ряд наблюдателей
полагает, что причиной тому – нефтяное лобби, которое боится лишиться части
рынка. На аргументы об экологичности газового топлива нефтяники выдвигают свои
контраргументы.
Так,
начальник главного управления по нефтепереработке и нефтехимии ЛУКОЙЛа Владимир
Ракитский, выступая на сегодняшней международной конференции, заявил, что на
протяжении последних лет основными тенденциями развития компании в области
производства нефтепродуктов является рост объемов выпуска высокооктановых
бензинов и дизтоплива с низким содержанием серы. «В компании освоено
производство малосернистого дизельного топлива «Топливо дизельное ЛУКОЙЛ EN
590», соответствующего требованиям европейского стандарта «Евро-4». А в
настоящее время специалисты ЛУКОЙЛа участвуют в разработке национального
стандарта (ГОСТ Р) на дизельное топливо, отвечающего современным европейским
требованиям», - сообщил Ракитский.
Представитель
ЛУКОЙЛа даже предложил властям законодательно поддерживать и стимулировать
участников нефтетопливного рынка. Например, ввести регрессивную шкалу акциза на
нефтепродукты, при которой улучшение качества топлива сказывалось бы на
уменьшении ставки акциза. «Такая мера позволит повысить конкурентоспособность
высокотехнологичных и экологически безопасных топлив на российском рынке
нефтепродуктов», - отметил Ракитский.
Вместе
с тем на той же конференции стало известно, что стандарт Евро-4, который уже
действует во всех странах Европы, будет вводиться в России не раньше 2009 г. Об
этом сообщил первый заместитель генерального директора ФГУП «Центральный
научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» Геннадий
Корнилов. Пока же наша страна готовится к переходу на стандарт «Евро-3», который
для вновь сертифицированных автомобилей станет обязательным к 1 января 2006
года, а для всех остальных – к началу 2008-го.
(Журнал "Мировая
энергетика", сайт www.worldenergy.ru)
Диметиловый
эфир может быть использован
в качестве
экологически чистого дизельного топлива.
Арнольд ШТЕРНБЕРГ, директор «Петронорд АГ»,
Павел МАКАРОВ, главный технолог «Петронорд АГ»,
д.х.н,
Ольга СЕРГЕЕВА, доцент РГУ им. И.М. Губкина, к.э.н.
Прогнозируемый
спад добычи нефти в России на период между 2010 и 2020 гг. при одновременном
увеличении спроса на моторные топлива заставляет искать различные пути решения
этой проблемы. Как отмечалось нами ранее (Мировая энергетика, 2004 г. №12)
интенсивное введение в эксплуатацию малодебитных и забалансовых месторождений
сможет уменьшить глубину снижения добычи нефти. Однако не удается вспомнить
случаи, когда бы снижалась добыча нефти подобным образом. Результаты еще не
начатых поисковых работ по разведке перспективных нефтяных месторождений, их
обустройство и ввод в эксплуатацию с целью компенсации снижения добычи нефти на
эксплуатируемых месторождениях также представляются маловероятными.
Поэтому
интересы производителей моторных топлив нацелены на поиск альтернативных
источников сырья для производства моторных топлив. С учетом громадных
разведанных запасов, существенно превосходящих разведанные запасы нефти,
наиболее перспективным сырьем для производства моторных топлив являются
природный газ и бурый уголь. В пользу такой оценки свидетельствует тот факт,
что страны, испытавшие топливно-энергетический кризис, давно начали такие
работы и достигли определенных положительных результатов.
Так,
в Германии в 30–40-е и в ЮАР в 50–70-е годы прошлого века были созданы и
эксплуатируются заводы по производству моторных топлив из угля, в США и
западноевропейских странах интенсивно разрабатываются процессы производства
моторных топлив из природного газа.
В
данном случае мы ориентируемся на природный газ, как перспективное сырье для
производства моторных топлив, принимая во внимание, что на территории России
только разведанные запасы природного газа (категории А + В + С1) оцениваются в
47 трлн м3. Кроме того, в настоящее время природный газ применяется, главным
образом, как экологически чистый энергоноситель при производстве тепла и
электрической энергии. Доля природного газа, используемого в России в качестве
сырья для химических производств, не превышает 1,5%. Все это позволяет считать
перспективным использование природного газа в ближайшие годы в качестве сырья
для химических процессов производства моторных топлив.
В
мировой практике все процессы химической конверсии природного газа в жидкие
соединения объединены в одну категорию химических процессов (Gas to Liquids
–GTL).
Перспективы
развития и внедрения процессов GTL в мире и в России обусловливаются следующими
причинами:
·
прогнозируемым на
период между 2010 и 2020 гг. спадом добычи нефти при одновременном увеличении
спроса на моторные топлива;
·
ужесточением
экологических требований к качеству моторных топлив;
·
необходимостью
разработок отдаленных труднодоступных месторождений природного газа,
расположенных на значительном расстоянии от районов потребления, при отсутствии
транспортной инфраструктуры;
·
размещением
крупнотоннажных производств, работающих по технологии GTL, которая позволяет
осуществлять транспортировку огромного энергетического потенциала потребителям
по более выгодной схеме транспортировки жидких продуктов;
·
размещением
малотоннажных предприятий, использующих технологию GTL на малодебитных и
низконапорных месторождениях природного газа. Это позволит удовлетворить
потребность регионов в моторных топливах, более того GTL позволит осуществлять
транспортировку огромного энергетического потенциала потребителям по более
выгодной схеме транспортировки жидких продуктов;
·
размещением
малотоннажных предприятий, использующих технологию GTL на малодебитных и
низконапорных месторождениях природного газа, позволяющим удовлетворить
потребность регионов в моторных топливах и тем самым снять остроту проблемы
дорогостоящих завозов. Помимо этого такой путь эксплуатации малодебитных и
низконапорных месторождений природного газа является наиболее эффективным при
их эксплуатации.
Получаемые
по технологии GTL синтетические жидкие углеводороды превращают практически всю
продукцию химической переработки природного газа в соединения, находящиеся в
жидком состоянии при нормальных условиях (или легко сжижаемых при комнатной
температуре) это, прежде всего:
·
метанол, диметиловый
эфир (ДМЭ), метилтретбутиловый эфир (МТБЭ);
·
ширококипящая фракция
углеводородов – синтетическая нефть (СН);
·
отдельные
углеводородные фракции, в том числе синтетические моторные топлива.
В
настоящее время мировое производство диметилового эфира не превышает 150 тыс. т
в год, который используется в качестве пропеллента в аэрозольных баллонах и как
хладоагент. Перспективным представляется использование ДМЭ в качестве
экологически чистого дизельного топлива. При сгорании ДМЭ в дизельном двигателе
не образуется сажи, окислов серы и азота, ДМЭ характеризуется высоким цетановым
числом до 60 пунктов. Однако его использование в качестве дизельного топлива
требует переделки топливной системы и соблюдения герметичности топливных
коммуникаций. Затраты по переоборудованию дизельного двигателя в среднем не
превышают 100–150 долларов.
Однако
широкое использование ДМЭ в качестве дизельного топлива потребует использования
специальных резервуаров для его хранения ввиду низкой температуры кипения,
которая составляет 37оС. Кроме того, теплота сгорания ДМЭ в 1,47 раза меньше,
чем у нефтяного дизельного топлива, что определяет его расход во столько же раз
больше при прочих равных условиях. Все эти причины осложняют его использование
для замены нефтяного дизельного топлива.
Синтетическая
нефть и моторные топлива по существующим в мире технологиям GTL из природного
газа характеризуются экологической чистотой, так как не содержат ароматических
углеводородов, серы и азота.
По
основным показателям синтетическое дизельное топливо превосходит дизельное
топливо, полученное из нефтяных фракций (отвечающее стандарту EN-590):
·
цетановое число более
75 пунктов, против 55;
·
содержание
полиароматических углеводородов 0,1%, против 6;
·
содержание серы 0 ррm,
против 50;
·
плотность 767 кг/м3,
против 835.
Из
приведенных данных видно, что по основным параметрам синтетическое дизельное
топливо превосходит топливо, отвечающее перспективному стандарту EN-590
полученному из нефтяных фракций.
Полученная
из природного газа по технологии GTL синтетическая нефть превосходит по
основным характеристикам основные марки нефтей: арабскую, Brent, суматранскую
легкую. Синтетическая нефть содержит на два порядка меньше серы и азота, и
превосходит указанные нефти по содержанию дизельных фракций на 5–10 процентов.
Приведенные
примеры показывают высокие характеристики синтетической нефти и дизельного
топлива. С учетом того, что перспективные стандарты по дизельному топливу
направлены на существенное уменьшение содержания серы с 0,2% до 0,05 и 0,035%,
а содержания ароматики – не более 6,0%, синтетическая нефть и дизельное топливо
являются более предпочтительными.
В
настоящее время крупные нефтяные компании предпринимают интенсивные попытки по
созданию конкурентоспособных технологий переработки природного газа в
синтетические топлива.
Все
существующие и разрабатываемые технологии GTL, предназначенные для производства
синтетических жидких углеводородов, в том числе и моторных топлив, являются
многостадийными, состоящими, как минимум, из трех стадий, каждая из которых
является отдельным процессом.
В
производствах моторных топлив по технологии GTL используются следующие
известные технологии, которые комбинируются в две основные группы.
Первая
-
Переработка природного газа в синтез-газ по процессу Фишера-Тропша.
-
Облагораживание углеводородных фракций и получение моторных топлив.
Вторая
-
Переработка природного газа в синтез-газ.
-
Получение диметилового эфира из синтез-газа.
-
Получение моторных топлив из диметилового эфира.
Во
всех производствах, работающих по технологии GTL, первой и наиболее
капиталоемкой стадией является переработка природного газа в синтез-газ (смесь
водорода и окиси углеродов в определенном соотношении). Это самая энергоемкая стадия
технологии GTL, на долю которой приходится 60–70% из общих капитальных затрат.
На
второй стадии (по первому варианту производства синтетических моторных топлив)
синтез-газ в присутствии катализаторов превращают в многокомпонентную
газожидкостную смесь углеводородов (преимущественно парафиновых). Капитальные
затраты на этой стадии составляют 20–25% от стоимости всего производства. На
третьей стадии осуществляется облагораживание газожидкостной смеси
углеводородов (процессы гидрирования, гидрокрекинга, гидроизомеризации и
ректификации). Капитальные затраты на эту стадию составляют 5–15 процентов.
В
настоящее время в эксплуатации находится несколько заводов по производству
синтетических моторных топлив из природного газа, среди которых наиболее мощными
являются Synthol (ЮАР), Royal Dutch/Shell (Малайзия). В 2002 г. мировое
производство синтетических моторных топлив не превышало 2 млн т (0,16% от
суммарной выработки бензина и дизельного топлива в мире).
При
реализации всех намеченных проектов строительства заводов синтетических
моторных топлив по технологии GTL уже в начале ХХI в. объем их продукции может
составить 17 млн т/год (1,4% от объема производства бензина и дизельного
топлива в мире).
Следует
отметить, что в России не существует реализованного в промышленном масштабе
современного производства синтетических моторных топлив по технологии GTL.
(Публикация в журнале
«Мировая энергетика», №1, январь 2005г. на сайте www.worldenergy.ru.)
академик, вице-президент РАН, директор Института
нефтехимического
синтеза имени А.В. Топчиева Н.А.Платэ
-Наша
цивилизация все больше напоминает наркомана, жизнь которого подчас зависит от
очередной порции страшного зелья. Мы же не способны существовать без нефти.
Именно она несет в себе энергию цивилизации, которая сосредоточена в двигателях
всевозможных машин, расплодившихся на планете. Исчезни нефть - и все движение
на континентах замрет... Российские ученые нашли выход из этого тупика.
-
Нам приходится задумываться, куда пойдет энергетика в ХХI веке. Ясно, что нефть
рано или поздно кончится. И что мы тогда будем делать? О будущем надо
заботиться уже сегодня. Очевидно, что не следует «гнать на рынок» только сырую
нефть - следует перерабатывать ее у себя и поставлять на рынок готовые
продукты. Это позволит нам продлить жизнь месторождений. Россия на первом месте
в мире по запасам природного газа. Мы используем его как топливо, снабжаем
газом Восточную, Центральную и Западную Европу. Тут особого ума не надо: строй
газопроводы и выкачивай собственные природные ресурсы. Вполне понятно, что цена
не очень высокая, а потому заработать больше мы не сможем. Только если увеличим
добычу газа... Но ведь есть более интересные проекты! Например, возможность
«пустить газ в дело». Речь идет о процессе производства смеси окиси углерода и
водорода из метана в «ХРС». «ХРС» - это химический реактор сжатия. В нем
«перерабатывается» природный газ. В зависимости от желания, можно получать в
нем метанол, диметиловый эфир или моторное топливо. Все зависит от тех условий,
где мы находимся.
-
Проанализируем абсолютно реальную ситуацию. Месторождения природного газа в
России находятся, в основном, на Севере. Среднегодовая температура на Таймыре
или Ямале ниже нуля градусов. А согласно законам химии молекула метана с двумя
молекулами воды образует кристаллогидрат. Его температура плавления плюс 4
градуса. Это означает, что в холодном климате газопровод от начала и до конца
забьется кристаллами, если не предпринимать специальных мер. Что сегодня
делают? Двести тысяч тонн метанола самолетами или на баржах во время навигации
по Енисею, Лене, Северной Двине, Оби ежегодно завозят по трассе газопровода. И
через каждые 50 километров стоят насосы и вкачивают этот метанол в газопровод
для того, чтобы расплавить эти кристаллы. В конечном счете, потребителю
небольшой процент метанола в смеси с газом абсолютно не мешает, потому что
теплотворная способность метанола даже лучше, чем у природного газа. Итак,
запомните цифру: 200 тысяч тонн ежегодно! На Ямале тонна метанола обходится в
500 долларов. А себестоимость его - 150 долларов. Значит, вся «накрутка» за счет
транспортировки... А теперь представьте, что по всей трассе вы ставите сотню
«ХРС». Небольшое ответвление от газопровода, и вы сбрасываете туда метанол.
Более того, дизель работает - значит, у вас есть электроэнергия. Повернули кран
в другую сторону, и из того же метанола вы получили жидкое моторное топливо для
кранов, тяжелых грузовиков...
-
Есть актуальнейшая проблема, и именно в ней намечается принципиальный прорыв в
государственном масштабе. Это постепенный переход к новым источникам топлива.
Как известно, основным энергоносителем является нефть и продукты ее
переработки. Нужно же обратиться к другим источникам энергии, полагая, что в
ХХI веке именно они начнут догонять традиционные, а возможно, и доминировать
над ними. В качестве исходного сырья предлагается использовать природный газ,
который сегодня просто сжигают в котельных, и продукты его переработки.
-
Среди мировых тенденций развития химии - создание конкурентоспособных видов
топлива. И один из них - диметиловый эфир, который получается из метана.
Придумана элегантная, красивейшая и экономичная технология. В реактор под
небольшим давлением подают газ - метан. Если хотите, из заброшенных скважин,
которые совершенно не интересуют наш «Газпром», так как в них нужно много
вкладывать средств, чтобы они заработали эффективно. А мне, потребителю,
находящемуся рядом с такой скважиной, вполне достаточно, чтобы сразу же
получать из него диметиловый эфир. Он используется в различных двигателях, в
том числе и автомобильных.
-
Речь следует, на мой взгляд, вести об идеологии использования природных
ресурсов и об экологической безопасности страны и планеты в целом. Появилась
возможность коренным образом изменить энерговооруженность страны. Хочешь, не
хочешь, но старая притча о том, что, сжигая газ, мы топим печь ассигнациями,
невольно приходит на ум...
-
Есть возможность использовать наше богатство - природный газ - во много раз
эффективней! Одно дело, если мы прокладываем трубопроводы и перекачиваем газ на
Запад, и совсем иное, когда мы сами получаем экологически чистое современное
топливо и поставляем его туда. Понятно, что второе несравнимо выгодней. Сейчас
у нас практически нет конкурентов, точнее - все они нам проигрывают, а потому
мы можем эффективно занять этот рынок и господствовать на нем...
-
Почему же так медленно развивается это направление? В стране очень сильное
нефтяное лобби. Ведь сегодня выгодней вывозить сырую нефть, чем перерабатывать
ее. Что-то я не слышу, чтобы повышалась потребность в специализированных
продуктах, получаемых из нефти. Заводы загружены на 65 -70 процентов. А потому,
пока цена на сырую нефть в мире будет высокой, на Запад будут гнать ее, и все
наши призывы не будут услышаны...
-
Не опасна ли конкуренция с нефтяниками? Новый путь получения энергоносителей
гораздо лучше и выгодней, чем тот, по которому они идут. Но не думаю, что из-за
этого они начнут кого-то «отстреливать», так как у нефтяных королей и баронов,
как принято сейчас говорить, своя ниша, и газохимию и углехимию они не
рассматривают как своих конкурентов... Кстати, следует более внимательно
изучать опыт кризисов прошлого. В 1973 году американцы быстро реанимировали все
процессы подземной газификации угля, но затем законсервировали их, так как
стоимость жидкого топлива из газа была выше, чем из нефти. Сегодня цены начинают
выравниваться. Анализ современной ситуации на топливном «фронте» дает понимание
одной из причин того, что на Ближнем Востоке американцы ведут себя весьма
агрессивно. Они в какой-то мере хотят защитить себя от нового энергетического
кризиса.
-
Нефть, газ, новое топливо - все это переплетается в единый узел... Ученый
всегда выбирает новое, неведомое, так как именно за ним скрывается реальное
будущее. Каким оно будет? Неужели мы будем по-прежнему прокладывать тысячи
километров нефте- и газопроводов?! Газовые магистрали уже покрыли европейскую
часть России густой сетью, они тянутся на Север и в Сибирь. Добыча газа, его
транспортировка, его потребление - все это требует особых мер безопасности, так
как это взрывоопасный материал. Да и возможности для перекачки ограничены, так
как надо увеличивать диаметр труб, повышать давление и тут же принимать новые
меры безопасности. Себестоимость постоянно повышается. И путей понижения ее
нет, так как в поисках газа приходится уходить все дальше в Сибирь и на Крайний
Север... А что предлагается?! Тут же на месте добычи превращать газ в жидкое
топливо - либо в диметиловый эфир, либо в тот же бензин. Вам не нужно
прокладывать трубопроводы по дну морей, через государственные границы, через
опасные и нестабильные районы. Но это выгоднее только в том случае, если вы
транспортируете не природный газ, а топливо.
(Выдержки из статьи в
журнале «Российские вести»)
В
понедельник, 20.06.2005г нефть впервые в истории стоила 60,04 доллара за
баррель. Такой была цена октябрьского фьючерса самой дорогой нефти – Light
Sweet на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX). Цены других контрактов с меньшим
сроком исполнения и по более дешевым сортам нефти все еще держатся ниже
психологической отметки 60 долларов за баррель. Тем не менее рубеж «60»
оказался пробитым. Эксперты отмечают, что спрос на нефть по-прежнему продолжает
расти. При этом у ОПЕК практически не осталось возможностей покрывать спрос и
таким образом регулировать цены. Масла в огонь подливает и нестабильность во
многих нефтедобывающих странах. Так, в понедельник рост нефтяных цен был во
многом вызван террористической угрозой Аль-Каиды в Нигерии. Аналитики смотрят в
будущее с пессимизмом. По их мнению, нынешний скачок цен может особенно сильно
ударить по мировому экономическому росту, поскольку сейчас он совпадает с
усилением американского доллара.
На
прошлой неделе ОПЕК пересмотрела в сторону понижения оценки спроса на свою
нефть в I и II кварталах, но зато повысила прогнозы на III и IV кварталы.
Прогноз ОПЕК по спросу на ее нефть в III квартале повысился с 28,93 млн
баррелей в день до 29,08 млн баррелей в день, а прогноз на IV квартал повысился
с 30,53 млн баррелей в день до 30,61 млн баррелей в день. Это заставило
нефтяной картель повысить квоты добычи. В конце прошлой недели конференция ОПЕК
решила увеличить квоту на нефтедобычу на 500 тысяч баррелей в день, до 28,0 млн
баррелей в день. Решение вступает в силу 1 июля. Однако эксперты отмечают, что
решение ОПЕК никак не повлияло на рынок, поскольку было лишь «психологическим».
«Если раньше у ОПЕК были резервные мощности и она могла отреагировать
увеличением добычи на рост спроса, то сейчас резервных мощностей у нее нет», –
сказал RBC daily эксперт ИК «Антанта Капитал» Александр Блохин.
Более
того, по некоторым данным, добыча нефти странами ОПЕК уже превышает квоты
картеля, которые официально вступят в силу лишь с июля. Согласно оценкам ОПЕК,
основанным на информации отраслевых источников, в мае одиннадцать стран этой
организации (включая Ирак) добывали 30,021 млн баррелей нефти в день, что было
на 97 тысяч баррелей в день больше, чем в апреле. Десять стран ОПЕК,
участвующих в соглашении о квотах, добывали в мае 28,217 млн баррелей нефти в
день. Очевидно, что эти объемы с лихвой перекрывают объявленные ОПЕК квоты в 28
млн баррелей в день. Впрочем, некоторые из стран-членов ОПЕК могут еще больше
нарастить добычу – но это вряд ли исправит общую ситуацию. «Конечно, Саудовская
Аравия может повысить добычу, но на это нужно время. Саудовцы клянутся и
божатся, что они могут увеличить добычу на 2 млн баррелей в день. Но для этого
им понадобится как минимум год-два», – отмечает Александр Блохин.
Кроме
того, даже если эта нефть выйдет на рынок, могут возникнуть сложности с ее
переработкой. Ведь аудовская нефть содержит много серы, и большинство
нефтеперерабатывающих заводов в Европе и США не приспособлены для работы с ней.
На рост поставок из России пока также не приходится рассчитывать. Главный
прирост экспортных мощностей ожидается на восточном направлении, но трубопровод
из России в Китай вступит в строй в лучшем случае в 2007-2008 г. Кроме того,
представители ОПЕК уже давно отмечают, что проблема заключается не только в
нехватке сырой нефти, но и в недостатке мощностей по ее переработке. Свою лепту
в рост нефтяных цен вносят и сезонные факторы. «Приближается август – пик
автомобильного сезона в США и Европе», – отмечает г-н Блохин. Многие также
вспоминают прошлогоднюю историю со штормом Ivan в Мексиканском заливе, когда
добыча на шельфе сократилась на четверть.
«Все
опасаются, что что-то подобное может произойти и в этом году», – говорит
аналитик «Антанты Капитал». И хотя угроза от недавнего урагана Arlene уже
миновала, а ущерб оказался небольшим, опасения сохраняются. Синоптики ожидают,
что этот год будет необычайно «урожайным» на ураганы. По их прогнозам, в 2005
г. порядка 15 ураганов удостоятся собственных имен, то есть будут достаточно
сильными и потенциально опасными. Хотя эти факторы активно используются
спекулянтами для игры на растущих ценах, они вторичны по сравнению с
фундаментальным разрывом между ростом спроса и предложения. «Нефти становится
меньше: в последнее время не слышно об открытии новых крупнейших месторождений,
– констатирует Александр Блохин. – Единственное, что может исправить ситуацию,
– это дешевые альтернативные источники энергии. Но до этого еще относительно
далеко».
В
апреле этого года инвестиционный банк Goldman Sachs оценил нынешнюю ситуацию на
рынке как начало «сверхскачка» цен на нефть. Аналитики банка высказали мнение,
что цена на нефть может достигнуть 105 долларов за баррель сорта Brent. «Время
показало, что этот прогноз не кажется чем-то невероятным», – говорит аналитик
«Антанты Капитал». Если цены на нефть и вправду продолжат расти такими темпами,
мировую экономику ждет незавидное будущее. «Если цены на нефть станут слишком
высокими, это может вызвать торможение роста промышленного производства и, как
следствие, снизить спрос на сырье со стороны промышленности», – сказал RBC
daily аналитик Cavendish Asset Management Пол Мамфорд (Paul Mumford). В этом
случае рынок нефти может «охладиться» – но цена этого охлаждения может
оказаться очень высокой.
Негативное
влияние цен на нефть усугубляется еще и ситуацией на валютном рынке. Ведь цены
на сырьевые товары, в том числе на нефть, традиционно выражены в долларах. А в
последние полгода американская валюта растет относительно евро. Поэтому
объяснять рост нефтяных цен ослаблением доллара больше нельзя. Более того,
эксперты ожидают, что через несколько месяцев доллар может вырасти с нынешних
1,22 за евро до 1,16 за евро. В этом случае удар по мировой промышленности
может оказаться еще серьезнее. «До сих пор цены на нефть падали на фоне
слабеющего доллара, – отмечает Пол Мамфорд. – Если же теперь рост цен на нефть
будет сопровождаться усилением доллара, это куда больнее ударит по потребителям
нефти. Поэтому теперь нужно внимательно следить не только за рынком нефти, но и
за валютным рынком».
Антон Попов, 21.06.2005
RBCdaily
Еще
в XIX веке ученые узнали, что двуокись углерода задерживает жару от солнца в
атмосфере, и это оказывает влияние на температуру поверхности Земли. С началом
промышленной революции и научно-технического прогресса возрастает всемирное
потребление различных видов топлива, что соответственно увеличивает
концентрацию двуокиси углерода в атмосфере. Однако на протяжении многих лет
ученые не принимали во внимание данную проблему, так как предполагалось, что
"излишки" СО2 в атмосфере поглощаются мировым океаном. В 1957-1958
гг. в Международный Геофизический Год ученые решили проверить данное
предположение с помощью проведения ряда исследований на вершине Гавайского
вулкана Муана Лоа. Данные с Муана Лоа показали, что концентрация двуокиси
углерода равномерно повышается. В связи с политической нестабильностью в мире в
годы Холодной войны, вплоть до середины 80-х гг. международное сотрудничество
по сокращению выбросов парниковых газов было неосуществимо. Мероприятия по
природоохранной политике большинства стран мира не выходили за рамки
национального уровня. Однако позиции государств стали меняться благодаря
огромным усилиям ученых многих странах по проблеме озонового кризиса, когда в
1987 г. в Монреале был подписан протокол об ограничениях, а в итоге, и
запрещении выбросов, связанных с производством ХФУ. Успех Монреальского
Протокола продвинул перспективы подобного международного сотрудничества по
другим глобальным природоохранным проблемам.
Когда
один из выдающихся ученых-климотологов Соединенных Штатов Джеймс Хансен (James
Hansen) из NASA (Национальное агентство по аэронавтике и космическому
пространству), заявил в 1988 г. Конгрессу, что "с высокой степенью
достоверности потепление (увеличение средней глобальной температуры
приблизительно на 0,50 С в этом столетии) можно связать с антропогенным
парниковым эффектом", он вызвал бурю критики. "Наступило время
прекратить так много болтать попусту и признать, что доказательства того, что
парниковый эффект ощущается уже сейчас, являются довольно убедительными." ["It is time
to stop waffling so much and say the evidence is pretty strong that the
greenhouse effect is here"] сказал он в интервью одному из журналиcтов New York Times. Таким образом, показания Хансена произвели
необычайный политический эффект и заставили многих ученых и политиков в мире
обратить большее внимание на данную проблему. Многие климатологи не были
согласны с ним в то время и считали, что недавние жаркие годы были нормальным
отклонением от среднего. Однако данные, подтверждающие мнение Хансена,
продолжают накапливаться. И в 1989 году А. Стронг (A. Strong) из Национального
управления по исследованиям атмосферы и океана доложил: "Измерения
температуры океанической поверхности, произведенные спутником в период
1982-1988 г.г.,... показывают, что мировой океан постепенно, но заметно
нагревается примерно на 0,10 С в год". Позже некоторые ученые согласились
с Хансеном в том, что физические проявления антропогенного парникового эффекта
уже не вызывают соменений. Ричард Хоутон (Richard Houghton) и Джордж Вудуэлл
(George Woodwell) утверждали: "Жара и засуха, которые затронули
Северную
Америку и другие регионы Земли в последние годы, согласуются с предсказаниями
возможности глобального потепления. Имеются и другие признаки нарастающего
потепления". Они ссылались на сообщения об увеличении расстояния до зоны
вечной мерзлоты в Аляске и Канадской Арктике, о возрастании средней температуры
озер в Канаде, об уменьшении годовой максимальной протяженности ледникового
покрова в Антарктиде и Арктике, а также об убывании количества айсбергов в
Европе и других районах. Необычные климатические явления в последние годы -
ураган Хьюго, наводнения в Африке и в Юго-Восточной Азии, бури в Европе -
породили предположение, что это "сигнал" нарастающего парникового
эффекта. По словам бывшего директора Национального центра атмосферных
исследований США доктора Уолтера Робертса [Источник: Robert, Walter Orr,
"It is Time to Prepare for Global Climate Changes", Conservation
Foundation Letter, April 1983.], "Пыльный котел в США в середине 1930-х
годов был величайшим климатическим бедствием в истории нашего государства...
Однако он может показаться детской забавой по сравнению с пыльным котлом 2040-х
годов. В результате потепления... естественные осадки могут сократиться на 40%,
летом станет жарче, испарение с поверхности земли увеличится, почвы пересохнут,
а ветра поднимут их к небесам..."
В
декабре 1988 года, пересмотрев стратегию по политике климатических изменений,
Генеральная Ассамблея ООН одобрила создание Межправительственной группы
экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change). И в
1989 году на ежегодной встрече, главы семи крупных демократических держав
признали необходимость принятия всемирной конвенции по глобальным климатическим
изменениям в целях уменьшения выбросов антропогенных парниковых газов. Люди
тысячелетиями стремились воздействовать на окружающую среду. А сейчас мы внезапно
оказались на пороге крупнейшего изменения климата, вызванного деятельностью
человека. К сожалению, эти изменения климата являются незапланированными,
возможно неуправляемыми и могут привести к катастрофическим последствиям.
Климат на Земле определяется сложными взаимодействиями между атмосферой,
мировым океаном, ледяными шапками на полюсах, животными, растениями и
осадочными породами. Ученые говорят о "климатической системе" имея в
виду все природные факторы, взаимодействие которых формирует климат. В состав
её входит, по крайне мере, четыре основных компонента: атмосфера, гидросфера,
литосфера и биосфера. Когда климатическая система находится в равновесии, как
это было до технической революции, поглощенная солнечная радиация
уравновешивается поверхностным излучением Земли и атмосферы. Антропогенные
факторы, вызывающие аккумуляцию солнечной энергии, влияют на тепловой баланс,
тем самым изменяя климат. К факторам, активно влияющим на баланс солнечной
энергии, относятся техногенные газы, которые мы называем парниковыми.
Парниковые газы - это газы, создающие в атмосфере экран, задерживающий
инфракрасное излучение, которые в результате нагревают поверхность Земли и
нижний слой атмосферы. Эти газы присутствовали в атмосфере в незначительном
количестве почти на всем протяжении истории Земли. Наиболее значительным
природным парниковым газом, благодаря своему обилию, являются пары воды.
Следующий в этом ряду парниковый газ - двуокись углерода (CO2) - попадает в
атмосферу как естественным, так и искусственным путем. На протяжении всей
истории Земли он поступал в атмосферу в результате вулканической деятельности и
его баланс поддерживался биотой за счет естественного круговорота в природе. В
отсутствие CO2 температура поверхности Земли была бы примерно на 33 градуса по
Цельсию ниже, чем в настоящее время, что создало бы крайне неблагоприятные
условия для жизни животных и растений. Известно, как менялся химический состав
атмосферы за последние 160 тыс. лет. Эти сведения были получены на основе
анализа пузырьков воздуха в ледниковых кернах, извлеченных с глубины до 2 км на
станции "Восток" в Антарктиде и в Гренландии. Было обнаружено, что в
теплые периоды концентрация СО2 и СН4 были примерно в 1,5 раз выше, чем в
холодные ледниковые периоды. Эти результаты подтверждают высказанное в 1861 г.
Дж. Тиндалем предположение о том, что историю изменения климата Земли можно
объяснить изменениями концентрации углекислого газа в атмосфере.
|
Механизм
парникового эффекта [Источник: Департамент по охране окружающей среды
Великобритании, "Изменение глобального климата", май 1990 г.]. |
Увеличение
содержания двуокиси углерода в атмосфере происходит не только естественным
путем, а также в результате человеческой деятельности, главным образом за счет
сжигания ископаемого топлива и сокращения лесных массивов. Следовательно,
необходимо делать различия между естественным парниковым эффектом и созданным
человеком (или антропогенным) усиленным парниковым эффектом (или глобальным
потеплением). Естественный парниковый эффект поддерживает атмосферу Земли в
состоянии теплового баланса, благоприятного для существования животных и
растений. Биота же и является естественным регулятором температуры, поскольку
может испускать или поглощать СО2 благодаря сложному механизму обратных связей,
который формировался и "настраивался" в течение миллионов лет. Антропогенный
парниковый эффект, наоборот, нарушает сложившийся тепловой баланс в системе
атмосфера-гидросфера-литосфера, и может привести поэтому к катастрафическому
повышению температуры Земли. Причиной антропогенного парникового эффекта
является увеличение содержания в атмосфере углекислого газа . Это приведет к
потеплению климата, а значит, к увеличению таяния ледников и повышению уровня
моря, а также к резкому изменению погодных условий во всем мире.
Парниковый
эффект. Автомобиль или парник нагреваются на солнце, так как световая энергия,
проникающая внутрь через стекло, поглощается и превращается в тепловую, не
проходящее через стекло (см рис. 2). Когда тепло таким образом улавливается,
температура поднимается. Аналогично нагревается атмосфера Земли: свет сквозь нее
проникает, а инфракрасное излучение поглощается парниковыми газами, которые
играют роль "одеяла" удерживающего тепло. К примеру, температура и
климат, к которому мы привыкли, обеспечиваются концентрацией углекислого газа в
атмосфере на уровне 0,03%. Увеличивая эту концентрацию, - мы увеличиваем
тенденцию к потеплению климата. Таким образом, чем выше концентрация парниковых
газов, тем чувствительнее парниковый эффект.
|
Парниковый
эффект. |
Парниковые
газы составляют около 0,1% всей атмосферы, основные составляющие которой
являются азот - 78% и кислород - 21%. Основными парниковыми газами, усиливающие
антропогенные изменения в атмосфере, являются двуокись углерода (CO2), метан
(CH4), закись азота (N2O), хлорфторуглероды (ХФУ). Леса на нашей планете,
занимающие около 28 процентов суши, и мировой океан, занимающий 70 процентов
всей поверхности Земли, могут влиять на глобальный углеродный цикл , содержание
СО2 в атмосфере и климат. По мере роста леса поглощают углекислый газ из
атмосферы и накапливают его в фитомассе и лесном гумусе. По оценкам Всемирного
фонда живой природы (World Wildlife Fund) на леса приходится 80 процентов
углерода, содержащегося в растительности, и 40 процентов - от общего содержания
в почве. Ученые оценивают, что каждый год 1.6±1.0 млрд т выбросов углерода в
атмосферу не поглощаются за счет уничтожения лесов и изменения способов
землепользования. В мировом океане концентрация углекислого газа на глубине в
несколько раз выше, чем у поверхности. Это связано с тем, что запас
растворенного в воде неорганического углерода в виде бикарбонатных ионов,
находящихся в равновесии с СО2, почти на два порядка больше, чем в атмосфере.
Если жизнь в океане прекратится, концентрация неорганического углерода на
глубине и у поверхности уравняются, и это приведет к многократному увеличению
концентрации СО2 в атмосфере. Следовательно, биота океана регулирует
атмосферную концентрацию СО2 и тем самым сохраняет приземную температуру в
оптимальных для жизни пределах. Ряд ученых-климатологов полагают, что мировой
океан имеет огромный потенциал поглощения СО2, при повышении температуры воды
способность поглощения углерода океаном увеличивается. Таким образом, мы можем
предположить, что мировой океан возможно сыграет стабилизирующую роль в балансе
углекислого газа при глобальном потеплении.
Газ |
Основные источники |
Двуокись
углерода (CO2) |
1.
Энергетика - сжигание угля, нефти, газа и другого топлива |
2.
Промышленность - |
|
3.
Транспорт - |
|
4.
Уничтожение лесов и изменение способов землепользования |
|
Хлорфторуглероды
(фреоны) и родственные газы |
1.
Различные промышленные применения: |
Метан
(CH4) |
1.
Энергетика |
2.
Промышленность |
|
3.
Сельское хозяйство |
|
Закись азота (N2O) |
1.
Энергетика |
2.
Сельское хозяйство |
|
3.
Уничтожение лесов и изменение способов землепользования |
(Статья
с сайта Координационного центра по изменению климата www.climate.kz )